ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является не просто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций в развитых капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный набор документов, содержащих финансово-экономические показатели, которые в обязательном порядке заверяются независимой аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое в средствах массовой информации  вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, налоговых инспекций, но и для банков и других кредиторов.  Высокая деловая активность предприятия – лучшая реклама в современном  бизнесе.

Цель  статьи – на основе  изучения и обобщения литературных источников дать точное определение деловой активности предприятия.

Предметом исследования является комплекс теоретических, методических, практических вопросов, связанных с понятием деловой активности предприятия.

Актуальность понятия «деловая активность» очевидна. Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловливается главным образом именно его деловой активностью. Так как финансовое положение большинства российских предприятий в данное время является кризисным либо близким к кризисному, то данная ситуация отрицательно сказывается на экономическом положении в стране. Поэтому изучение деловой активности предприятия является одним из основных факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Как мы уже отмечали, деловая активность – это важнейшая характеристика экономического состояния и развития предприятия.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений «деловая активность предприятия». Однако все они не всесторонне характеризуют эту категорию.

Наиболее точно дал понятие деловой активности хозяйствующего субъекта В. В. Ковалев. Он считает, что ее показатели характеризуют «результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности».

Качественными критериями этих показателей, по его мнению, являются:

  1. широта рынков сбыта продукции;
  2. наличие продукции, поставляемой на экспорт;
  3. репутация предприятия, выражающаяся в известности клиентов, пользующихся его услугами.

Автор к количественным критериям деловой активности предприятия относит:

  1. степень выполнения плана (установленного выше стоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям;   
  2. обеспечение заданных темпов их роста;
  3. уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Другие исследователи имеют иную точку зрения. Так, по мнению Т. И. и С. В. Юрковых , показатели деловой активности позволяют определить эффективность использования средств хозяйствующего субъекта. Достоинством этого определения является его краткость. Однако оно не дает наиболее полную характеристику анализируемой категории.

Еще более узкое понятие деловой активности предприятия дали экономисты-финансисты А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин и Е. В. Негашев . По их мнению, она характеризуется только «скоростью оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта». Достоинством этого понятия является то, что в нем выделен основной фактор деловой активности предприятия.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления. Деловую активность можно охарактеризовать также как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности.

Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшение образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др. Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

Однако перечисленные выше определения не учитывают влияние внешней среды на деловую активность хозяйствующего субъекта. Поэтому это понятие следует уточнить. Итак, деловая активность промышленного предприятия – это его способность по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке (свободный рынок без входных барьеров и препятствий конкуренции).

Деловая активность организации в финансовом аспекте проявляется в оборачиваемости ее средств и их источников. Поэтому финансовый анализ деловой активности заключается в исследовании динамики показателей оборачиваемости. Эффективность работы организаций характеризуется оборачиваемостью и рентабельностью продаж, средств и источников их образования. Следовательно,  показатели деловой активности, измеряющие оборачиваемость капитала, относятся к показателям эффективности бизнеса. Показатели оборачиваемости важны для предприятия по следующим причинам:

во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота;

во-вторых, с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью, связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов;

в-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.

Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: отраслевая принадлежность (отраслевая принадлежность определяется по преобладающей сфере деятельности, которая, в свою очередь, устанавливается по удельному весу доходов, получаемых предприятием в различных сферах деятельности); сфера деятельности организации; масштаб деятельности организации; влияние инфляционных процессов; характер хозяйственных связей с партнерами. К внутренним факторам относятся: эффективность стратегии управления активами; ценовая политика организации; методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

На основе изучения литературных источников, обобщения данных, используемых ведущими специалистами, данное понятие можно конкретизировать и определить масштаб его применения в условиях современного рынка.


×
ООО "Бизнес-Проект"